Страница логопеда школы

Родителям будущих первоклассников.

На что нужно обратить особое внимание:

1.Если ребенок левша.

2.Если ребенок переученный правша.

3.Если ребенок посещал логопедическую группу.

4.Если в семье говорят на двух или более языках.

5.Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

6.Если ребенок путает буквы по оптическому сходству: и-ш, т-п, а-о, е-з, д-б.

7.Если ребенок пишет буквы, цифры зеркально.

8.Если у ребенка нарушено звукопроизношение.

9.Если у ребенка нарушено фонематическое восприятие.

10. Если ребенок уже пишет слова, но пропускает буквы или слоги,  не дописывает слова.

11.Если ребенок неправильно согласовывает слова в предложении.

Что должен уметь ребенок к моменту поступления в школу:  

1. Правильно произносить и различать на слух все звуки речи.

2. Уметь выделять заданный звук в слове, придумывать слова, содержащие данный звук.

3. Определять количество слогов в слове, количество и последовательность звуков в слове.

4. Уметь безошибочно произносить слова со сложной слоговой структурой: термометр, апокалипсис, рекордсмен.

  1. Уметь правильно изменять и согласовывать слова в предложении.
  2. Иметь достаточный словарный запас (более 2500 слов). Правильно излагать свои мысли, а также понимать окружающих.
  3.  Уметь пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.
  4. Знать все буквы алфавита, уметь читать открытые и закрытые слоги

Если ребенок имеет трудности в речевом развитии, необходимо обратиться за помощью к логопеду.  На первом году обучения в школе может выясниться, что ребенку с трудом даются обучение грамоте и чтение. Проблемы нарушения письма – дисграфия и чтения – дислексия  имеют ряд предпосылок. Работая над устранением данных предпосылок еще в дошкольный период, мы имеем шанс не столкнуться с ними в период школьного обучения.  Данные нарушения значительно легче предупредить, чем устранить.

Упражнения, которые полезно использовать:                                                   

– «Хлопни, топни». Предложите ребенку хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда он услышит в слове определенный звук.

– «Назови предмет». Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на заданный звук.

«Веселый мяч». Предложите ребенку необычную игру с мячом. Поймав мяч, малыш называет слово на заданный звук.

–  «Фантазер». Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся на определенный звук. Мягкий или твердый, звонкий или глухой согласные звуки.

–  «Кто больше». Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др.

–  «Доскажи словечко». Используя мяч, передаем его, называя слог, ребенок называет второй слог так, чтобы получилось слово.

–  «Где спрятался звук?». Предложите ребенку определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце.

–  «Собери слово». Ребенку предлагается собрать слова из букв или слогов, которые уч (ручка).

 «Клад». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

–  «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе.

–  «Найди отличия». Предложите ребенку картинки или предметы, отличающиеся несколькими признаками.

–  «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать.

–  «Составь рассказ». Предложите составить рассказ по любой сюжетной картинке. Можно определить количество предложений в рассказе, количество слов в предложении. Например: Составь рассказ из 5 предложений. Предложения должны состоять из 5 слов.

–  «Пальчиковые игры». Используйте всевозможные пальчиковые игры. В том числе из русского народного фольклора.

 

Полезным будет использование в совместных играх с ребенком всевозможных штриховок, раскрасок, конструкторов, мозаик. Хорошо развивает вырезание, аппликация, лепка из теста, глины, нанизывание бусин. Увлекательными для ребенка могут стать разнообразные шнуровки, игры с крупой, песком, мелкими камешками.  В  старшем дошкольном возрасте – вышивание, макраме.

 

Развитие грамматической стороны речи. 

 

Грамматическая система речи – это система взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях.   К моменту поступления в школу речь ребенка не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Дети с трудом могут подобрать нужные слова при выражении мыслей, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласовывают слова между собой.

Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить. Также отсутствие благоприятной языковой среды. Речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим чрезвычайно важен пример культурной и правильной речи, звучащей рядом.

Обучение грамматическим формам строится на выполнении  трех основных задач:

  1. Словооизменение,
  2. Словообразование,
  3. Синтаксис.

Предлагаем Вашему внимаю примеры игр и заданий для развития грамматического строя речи ребенка, которые можно использовать в любую свободную минуту. Постоянно поддерживайте интерес ребенка, поощряйте его малейшие успехи!

1. «Назови ласково». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему уменьшительно-ласкательную форму(дом-домик, солнце-солнышко).

2. «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок – много (яблоко-яблоки, ухо – уши).

3. «Веселый счет». Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы.

4. «Хвалилочка». Расхваливать предметы, называя как можно больше слов-определений. Валенки новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.

5. «Есть – нет». Взрослый произносит предложение со словами «У меня есть…», а ребенок отвечает предложением со словами «У меня нет…» (У меня есть большая пушистая собака. У меня нет большой пушистой собаки.)

6. «Доскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку закончить  предложения

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Лиза через лужу …(перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает). И др.

7. «Чьё это?». Взрослый предлагает ребенку словосочетания, которые он должен преобразовать. (Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва, зубы тигра, копыта лошади, шерсть кролика, рога лося, усы кошки, следы зайца.)

8. «Волшебный мешочек». Положите в небольшой непрозрачный мешочек различные предметы, игрушки. Доставайте по очереди попавшиеся предметы и описывайте их по алгоритму, о котором договоритесь заранее (Что это? Какого цвета? Из какого материала? Для чего необходимо? Или где применяется? Для каких целей? Можно объединить в группы овощи, игрушки, транспорт или живое – неживое.)

9. «Придумай предложение». Взрослый называет любое прилагательное.  Затем по очереди необходимо наращивать количество слов, точно повторяя предыдущие , чтобы получилось развернутое предложение.     (Синий…

Синий автобус…

Синий автобус едет…

Синий автобус едет по …

Синий автобус едет по улице….)

10.«Слова-родственники». Предложите ребенку подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. Если он затрудняется, можно помочь, задавая наводящие вопросы. (подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из рыбы? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.)

11.  «Великаны, люди, лилипуты». Расскажите ребенку историю про великанов и лилипутов. Предложите изменять слова для великанов и лилипутов. У людей – руки, у великанов ручищи, у лилипутов ручки, ручонки и др.

Моделируйте данные игры, придумывайте новые. Играйте каждый день, используя 2-3 игры. Поощряйте ребенка жетонами или наклейками, которые он будет приклеивать в импровизированный дневник.

 

Развитие фонематических процессов у детей.                              

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, а также залог успешного освоения чтения и письма. При недостаточно сформированных фонематических процессах (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений) ребенок может столкнуться с проблемами при овладении чтением и письмом в начальной школе. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. Фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Этапы формирования фонематических процессов:  

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение высоты, силы, тембра голоса;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игры, в которые полезно играть с ребенком:  

1. «Угадай, что звучит». Приготовьте любую ширму и различные предметы, которые издают звук (газета, ложки, футляры от киндеров с мелкой, крупной крупой, палочки, крышки от посуды и др.). Производите шумы и звуки, ребенок должен догадаться, что звучит Шумы могут быть разные –    бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

2. «Чей голосок».  Взрослый называет слово или фразу разными тембром, высотой голоса, изображая медведя, лисицу, бабу Ягу, мышку и т.д. Ребенок должен догадаться кто это. После чего можно поменяться ролями с ребенком или даже инсценировать сказку.

3. «Внимательные ушки». Взрослый перечисляет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (закачивающееся) на определенный звук. Включайте слова-ловушки, которые не содержат данного звука.

4. «Мяч передавай – слово называй». Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку, приговаривая:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Ребенок должен выделить конечный звук слова и предложить свое слово, начинающееся на данный звук (весна- автобус- слон- нос – сова).

5. «Кто больше». Возьмите сюжетную картинку, насыщенную предметами, в словах которых встречается проблемный звук. Называйте по очереди слова, за каждый найденный предмет и названное слово – очко.                                         

6. «Волшебные вагончики». Соорудите из кубиков или кирпичиков импровизированный паровоз из трех вагонов. Называйте слова с проблемным звуком, ребенок должен не только повторить слова, но и определить место этого звука в слове, «посадить» слово в нужный вагон (в начале слова – первый вагон, в середине – второй, в конце слова – третий вагон).

7. «Барабанщики». Взрослый называет слова, ребенок отхлопывает или отстукивает палочкой количество слогов.

8. «Помоги федоре собрать посуду». Изображаем Федору, которая идет по лесу и зовет свою посуду. Выделяем

голосом ударный гласный (сИто, корЫто, самовАр, лОжки).

9. «Звукоед». Взрослый превращается в звукоеда или слогоеда, который похищает звуки или слоги в словах.

Ребенок должен спасти слово, вставив в него нужный звук или слог (..тол, окн.., п..атье, мага…н, …рова).

10. «Подарочки».Дарить подарочки своим друзьям, родственникам, любимым куклам и игрушкам таким образом, чтобы название подарка начиналось с того же звука, что и имя получателя (бабушке – бант, булку, барана, барабан, зайчику – зонт, замок, звонок).

11.«Твердый, мягкий». Взрослый называет слова, если в слове первый звук мягкий, ребенок гладит себя по голове, если звук твердый – хлопает в ладоши.

12. «Угадай-ка». Предложите ребенку несколько слов, выделив первый или последний звук в этих словах и составив их вместе, у него получится новое слово (сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот; столб, окно, калач, сук, дача – бочка).

13. «Слоговые цепочки». Просить ребенка повторять отраженно слоговые ряды, постепенно усложняя их (па-ба-па, та-да-та-да, на-ла-ма-на, са-ша-са-ша, са-жа-за-ша ).

14. «Найди слова в слове». Предложите ребенку длинное слово, из букв которого он должен составить другие слова.

 

 

Поделись с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake
Яндекс.Метрика